Сайт гидра ссылка по материалам http://www.hydra2me.org.
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«ПРОЕКТНО-СЕТЕВОЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»[1]

Актуальность проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования» раскрывается в трех взаимосвязанных аспектах. Первый аспект обусловлен социальной значимостью идеи универсальности человека и фактора профессионализма в условиях модернизации российского образования. Ведущими механизмами становления педагога-профессионала являются рефлексивные технологии управления в сфере образования. Второй аспект связан с необходимостью разработки нового качества и нового содержания образования. Построение качественно новых единиц содержания и условий научно-методического сопровождения процесса становления педагога-инноватора требует развития институциональных форм продуктивной инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений в региональной системе образования. В рамках третьего аспекта предполагается создание саморазвивающихся моделей организации непрерывного образования педагогических и руководящих кадров на муниципальном и региональном уровнях.

Идея создания федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» возникла в связи с решением задач государственной политики в сфере образования, в соответствии с требованиями его модернизации, выдвинутыми Правительством Российской Федерации, и учитывает тенденции настоящего этапа развития общества: образование - важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность общества; развитие института гражданского общества; новые знания, инновационная деятельность и новые технологии – ведущий ресурс развития общества и т.д.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики является переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, что требует создания целостной и гибкой системы непрерывного профессионального образования.

«Проектно-сетевой институт инновационного образования» - особый тип образовательной институции как системно-сетевая организация развивающегося пространства инновационного образования, способная быстро, эффективно распространять корпоративное знание по горизонтали (в отличие от вертикально-иерархических структур) на основе новых технологий социальной коммуникации и проектно-деятельностной кооперации; проектно-сетевой механизм социокультурного прорыва в инновационное пространство отечественного образования, реализующий четыре линии инновационного развития:

- образовательное учреждение как «элементарная единица» сетевой образовательной институции, имеющая собственную концепцию и программу инновационного развития;

- локальная образовательная сеть, создаваемая по принципу территориальной общности или общности предмета (проблемы);

- межрегиональный сетевой комплекс, включающий сообщества «авторских школ», различные образовательные ассоциации, сеть региональных экспериментальных площадок, лаборатории, отделы, центры и т.д.;

- федеральный сетевой инфраструктурный комплекс, состоящий из открытых сетевых институтов и университетов, федеральных экспериментальных и инновационных площадок и др.

Проектно-сетевой институт инновационного образования является высшей формой профессиональной общности субъектов инновационной деятельности в образовании; организационно оформленным профессионально-педагогическим сообществом, выполняющим функции коллективного субъекта инновации, оказывающего влияние на определение стратегии развития региональных образовательных систем и государственной образовательной политики в целом. При этом особенностью складывающейся сетевой организации является не только объединение ресурсов, но, что гораздо важнее, создание и совместное владение новой интеллектуальной собственностью: инновационными образовательными программами, технологиями, образовательными структурами и институциями.

Проектно-сетевой институт инновационного образования имеет проектную организационно-управленческую структуру. Базовым элементом структуры (узлом сети) является проектно-инициативная группа. Количество групп определяется исходя из основных направлений деятельности проектно-сетевого института инновационного образования, среди которых можно назвать «Проектно-ориентированное содержание образования», «Инновационная дидактика», «Социальное проектирование образовательных процессов», «Новый педагогический профессионализм», «Нижегородская электронная школа» и др.

Особенность новой формы образовательной институции заключается в том, что ожидаемые новые профессиональные компетенции не передаются «из рук в руки», они не формируются ‑ в режиме информирования и просвещения. Они должны быть, буквально ‑ выращены, практически поставлены «на себе» при непосредственном участии самого педагога в проектно-сетевой кооперации. Поэтому ‑ наиболее оптимальный ход в системе профессионального развития будущих и реально действующих педагогов ‑ это включение каждого в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ, реализующих базовые цели и ценности инновационного образования в собственном образовательном институте, т.е. выработка собственной личностной и профессиональной позиции.

НИРО - ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА

Информационные материалы к стендовому докладу


[1] Проектно-сетевой институт инновационного образования: сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) /под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А.Игнатьевой. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. – 169 с.